История сайта


Основателем и бессменным лидером русского сообщества Xtreme3D является Тимур Гафаров aka Gecko - художник и программист из Казани. В 2005 году он узнал о Game Maker и начал его осваивать. Особенно его заинтересовали способы создания 3D-игр при помощи данного конструктора. В Game Maker 6 поддерживался простейший 3D-режим, но параллельно существовали и более продвинутые сторонние 3D-движки, реализованные путем вызова функций из DLL. В 2006 году немецкий разработчик Xception выпустил Xtreme3D 2.0 - новую версию своего культового движка на основе библиотеки GLScene, который он развивал еще с 2003 года. Тогда это был, пожалуй, самый доступный 3D-движок коммерческого качества, пользоваться которым могли даже начинающие - не нужно было ставить компиляторы и IDE, учить сложные языки программирования: просто подключил DLL к GM-проекту и работай. Качество графики по меркам той эпохи было на высоте. У Xtreme3D в то время было довольно развитое англоязычное коммьюнити, базировавшееся на форуме WolfDreamer'а и в социальной сети 64Digits, но русскоязычного не существовало - Gecko решил это исправить и создать ресурс, который объединил бы всех гейммейкерщиков Рунета, желающих изучить Xtreme3D. И, хотя Xception впоследствии забросил свой проект, наше сообщество живо до сих пор - теперь поддержкой и развитием Xtreme3D занимаемся именно мы.

Ниже перечислены основные события в истории этого удивительного в своей живучести проекта - что-то в Xtreme3D есть такое, что заставляет людей возвращаться к нему вновь и вновь...

30.03.2008 Gecko создает сайт http://xtreme3d.hut2.ru, посвященный Xtreme3D 2.0. Через некоторое время сайт переехал на http://xtreme3d.narod.ru.

08.11.2008 В этот день был открыт наш легендарный форум http://offtop.ru/xtreme3d. Форум просуществовал на Offtop.ru почти 10 лет и впоследствии переехал на отдельный хостинг и движок FluxBB.

09.11.2008 Gecko анонсирует игру The Hunt, которая была затем заброшена, но впоследствии возрождена ANDron23.

01.05.2009 Gecko начинает работу над русской документацией по Xtreme3D 2.0.

02.09.2009 Gecko анонсирует разработку Xtreme3D 2.1. К сожалению, проект быстро зашел в тупик из-за технических трудностей и с 04.10 был заморожен.

12.11.2011 Hacker aka Rutraple выкладывает на форуме Hellroom исходники своей версии Xtreme3D (Xtreme3D 3.0). Она также не была завершена, однако некоторые наработки Hacker'а впоследствии вошли в состав Xtreme3D 3.0 от Gecko.

30.04.2013 Черный день в истории xtreme3d.narod.ru - Yandex продает Narod компании uCoz. С этого момента началось постепенное скатывание нашего сайта в рекламный ад. Сначала uCoz не ставили на "народных" сайтах никакую рекламу, кроме маленького баннера со ссылкой на свой хостинг. Потом появился стандартный юкозовский всплывающий блок в правом верхнем углу с возможностью закрыть его - это еще было терпимо. Но затем некоторым сайтам насильно навязали огромную видеорекламу, блокирующую содержимое на несколько секунд, и сайтом стало в принципе невозможно пользоваться без Адблока. Это и многие другие факторы (главным образом, невозможность развивать Xtreme3D, переход людей на другие языки и движки) привели к распаду нашего сообщества - долгое время оно находилось в неактивном состоянии.

18.04.2016 Gecko анонсирует разработку Xtreme3D 3.0. Наша третья по счету попытка создать альтернативную реализацию Xtreme3D увенчалась успехом, и движок зажил второй жизнью в качестве открытого проекта, возглавляемого Gecko. Была воссоздана практически вся функциональность из Xtreme3D 2.0.2.0 (за исключением некоторых редко используемых возможностей, большинство из которых впоследствии были тоже реализованы) + огромное количество новых функций. Сообщество вновь оживает, к нему примыкают новые участники с целым рядом персональных проектов.

21.04.2016 Открывается репозиторий Xtreme3D 3.x на GitHub.

25.08.2016 Выходит окончательный релиз Xtreme3D 3.0.

01.10.2016 Выходит Xtreme3D 3.1.

24.10.2016 Выходит Xtreme3D 3.2.

26.11.2016 Выходит Xtreme3D 3.3.

01.01.2017 Выходит Xtreme3D 3.4.

05.02.2017 Выходит Xtreme3D 3.5.

04.05.2017 gadmaker выпускает первую версию Blaze - связки Lua + Xtreme3D, позволяющей создавать игры без необходимости устанавливать какое-либо другое ПО.

22.10.2017 van88268 анонсирует биндинг Xtreme3D для DevelNext.

16.12.2017 Анонсирована игра The Hunt Remake от ANDron23 - реализация заброшенной игры The Hunt, задуманной Gecko в 2008 году.

17.02.2017 Выходит Xtreme3D 3.6.

22.12.2017 Gecko выпускает техно-демку Xtreme3D, которая вылилась в игру Dark Arts.

27.01.2018 Сайт переезжает на коммерческий хостинг и новый движок - http://gecko0307.siteme.org/xtreme3d.

09.02.2018 Gecko размещает в открытый доступ свою версию GMSquall.

14.02.2018 Благодаря Биллу Коллинзу начинается работа над переводом справки Xtreme3D 3.x на английский.

25.02.2018 Gecko выпускает официальный биндинг Xtreme3D для Python.

12.03.2018 ANDron23 выпускает новую версию игры The Hunt Remake - 1.5.

03.06.2018 Форум сообщества переезжает на http://gecko0307.siteme.org/xtreme3d/forum.

28.07.2018 Выходит Xtreme3D 3.7.

04.09.2018 Сайт обзаводится доменом https://xtreme3d.ru.

15.06.2019 На сайте открывается вики: https://xtreme3d.ru/wiki.html.

27.07.2019 FireRun выпускает Xtreme3D 3.8.

29.05.2021 Gecko выпускает Xtreme3D 3.9.

20.09.2021 Gecko выпускает Xtreme3D 3.9.1 с поддержкой Game Maker Studio 2.

09.04.2022 Gecko выпускает Xtreme3D 3.9.2.

30.10.2022 Начинается разработка Xtreme3D 4.0.