Один из самых популярных 3D-движков для классического Game Maker. Работает на основе Direct3D, включает средства загрузки моделей, рендеринга ландшафтов с генерацией карты освещения, поддерживает мультитекстурирование и шейдеры. Этот проект развивался с 2005 по 2008 годы, после чего автор, немецкий программист Кристоф Петерс (известный как Dr. Best), прекратил активную работу над своим детищем. Тем не менее, популярность Ultimate3D от этого меньше не стала - на основе этого движка, наверное, и сейчас что-то создается.
Библиотека последней версии, проектные файлы под GM5, GM6 и GM7, а также документация.
Пока мы создавали биндинг Xtreme3D для C++, в сообществе Ultimate3D занимались аналогичным делом - созданием привязки Ultimate3D к языку Python. Для ее работы требуются библиотеки PyWin32 и PyGame. Для повышения производительности автор также рекомендует использовать оптимизирующий компилятор Psyco, однако он заброшен с 2009 года, будучи вытесненным проектом PyPy. Примеры рассчитаны на использование Psyco, но эту зависимость легко устранить - просто удалите из исходников строчки import psyco и psyco.full().
Технологическая демонстрация Ultimate3D, созданная силами сообщества. Состоит из 9 сцен, каждая из которых показывает ту или иную возможность движка.
Демонстрация того, что можно сделать в U3D при помощи шейдеров: анимированное пламя и рябь на поверхности воды. Кроме того, в демке показано, как создать ландшафт, рендерить дым и облака.